Юлчебаева Наталья Станиславовна

учитель-логопед

 

Юлчебаева Наталья Станиславовна

учитель-олигофренопедагог

 

Юлчебаева Наталья Станиславовна

член Национальной Ассоциации Нейрореабилитологов

Пассивная артикуляционная гимнастика

Пассивная артикуляционная гимнастика. Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. Все перечисленные упражнения выполняются с помощью рук взрослого. Каждое движение выполняется в три стадии: Первая стадия — вход в артикуляционную позу. Вторая стадия — фиксация артикуляционного уклада. Третья стадия — выход из артикуляционного уклада. Для мимических мышц и губ: 1. Поднять брови. Отдельно левую, правую, обе сразу. Взрослый пальцами поднимает брови ребенка. 2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу. 3. Опустить углы губ, поднять углы губ. Взрослый двумя пальцами выполняет эти движения. 4. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево. 5. Наморщить нос, лоб. 6. Растянуть углы губ и собрать в трубочку. Взрослый поочередно выполняет эти движения, поставив пальцы в углы губ ребенка. 7. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю. Для нижней челюсти: 1. Взрослый располагает пальцы своей руки на подбородке и производит открывание и закрывание рта ребенка. Максимальное открытие рта фиксируется под счет. 2. Выдвижение нижней челюсти вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет с последующим возвращением в исходное положение. Затем эти движения выполняются пассивно-активно и активно. Для языка: 1.Захватывается кончик языка платком или марлевой салфеткой и выполняются движения в стороны до углов рта, вниз, вверх. 2.Шпателем удерживают язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижимают к нижней губе, удерживая язык широким.

Активная артикуляционная гимнастика (упражнения 1-10)

 20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

 

Упражнение 1 «Забор»

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ре-бенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.


Упражнение 2 «Окно»

Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.


Упражнение 3 «Мост»

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным.


Упражнение 4 «Парус»

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким (этого можно добиться если произносить про себя звук «д»), определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.


Упражнение 5 «Трубочка»

Цель: выработать активность и подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.


Упражнение 6 Чередование: «Забор» — «Трубочка»

Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.


Упражнение 7 «Лопата»

Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.


Упражнение 8 «Лопата копает»

Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.


Упражнение 9 «Вкусное варенье»

Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.


Упражнение 10 «Теплый ветер»

Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.

Юлчебаева Н.С.  © 2014 All Rights Reserved.