Пассивная артикуляционная гимнастика
Активная артикуляционная гимнастика (упражнения 1-10)
20 артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.
Упражнение 1 «Забор»
Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ре-бенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.
Упражнение 2 «Окно»
Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.
Упражнение 3 «Мост»
Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным.
Упражнение 4 «Парус»
Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким (этого можно добиться если произносить про себя звук «д»), определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.
Упражнение 5 «Трубочка»
Цель: выработать активность и подвижность губ.Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки.
Упражнение 6 Чередование: «Забор» — «Трубочка»
Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.
Упражнение 7 «Лопата»
Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.
Упражнение 8 «Лопата копает»
Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза. Кончик языка загибается вверх.
Упражнение 9 «Вкусное варенье»
Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.
Упражнение 10 «Теплый ветер»
Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.